Возрастная категория: 12+

В разделе "Статьи о детях и родителях" вы можете ознакомится со следующими статьями:

Что выбрать для переноски ребёнка?

Как выбрать первую обувь ребёнку?

Детская стоматология

Выбираем развивающие игрушки

Как выбрать няню для ребёнка?

Как научить ребёнка плавать?

Как вылечить лишай у ребёнка?

Как застраховать ребёнка?


Как сделать своими руками игры-головоломки для развития ребёнка 3-4-х лет?

Как вы узнаете, что ваш 3-х летний малыш взрослеет и что пора усложнять игры для его развития? Достаточно понаблюдать за тем, как он играет. Когда малышу где-то 3,5 года, Вы замечаете, что, занявшись чем-то интересным, он меньше отвлекается от своих занятий. В этом возрасте игры ребёнка становятся более длительными и сложными. Понаблюдав за ребёнком, можно увидеть, что он учиться выполнять последовательно действия, начинает подчиняться правилам, причем не только тем, которые ему диктуют взрослые, но и тем, которые ребёнок вырабатывает сам для себя.

Ребёнок начинает лучше запоминать, начинает логично выстраивать рассуждения. Рассуждения эти нередко бывают очень наивными, вызывают улыбку или даже смех. Но, тем не менее, эти рассуждения признак того, что ребёнок стремится понять взаимосвязь событий, пытается догадаться о причинах происходящего вокруг него.

К 3-4-м годам ребёнок уже способен оценивать свойства вещей, видеть сходство и различие между предметами, сравнивать предметы друг с другом. Все эти возросшие возможности нельзя упустить, их необходимо использовать в играх и занятиях, что в свою очередь сделает развитие ребёнка полноценным и гармоничным.

К сожалению, как показывает практика, игры, которые продаются в магазине с обозначенной меткой "для детей 3-х или 4-х лет", либо слишком просты для малыша, либо довольно таки трудны. А кто мешает нам сделать, к примеру, игру-головоломку своими руками? А ещё лучше вместе с ребёнком?

Целевое направление дидактических развивающих игр для детей 3-4-х лет - это развитие возможностей ребёнка. Игры для детей 3-4-х лет сложнее и разнообразнее, чем для детей младших 3-х, они ориентированы на укрепление старых и развитие новых возможностей ребёнка.

Один из видов дидактических игр для детей этого возраста – это игры, в ходе которых ребенок действует не только с самими предметами, но и с опорой на несложные рисунки и схемы. Другой тип игр – это игры-задания, направленные на подготовку к овладению грамотой и письмом – выделение звуков в слове и тренировка точных движений руки во время занятий-игр с карандашом и бумагой.

Для детей выше обозначенного возраста мы хотим порекомендовать следующие игры – головоломки. Все они полезны для развития восприятия, пространственного представления и логического мышления ребёнка. Эти головоломки взрослый может сделать своими руками. Можно и даже нужно привлечь к созданию игры самого ребёнка. Идея о том, что ребёнок сам себе смастерит игру, вдохновит ребёнка к творчеству, а в дальнейшем пробудит желание в неё играть.

Головоломка "Квадрат". Игра учит ребёнка составлять квадрат.

1. Вырежьте из плотной белой бумаги 7 одинаковых квадратов. Каждый из них покрасить в свой цвет с обеих сторон.

2. Разрежьте каждый из 6-ти квадратов разными способами, к примеру, как показано на рисунке 1. 7-й квадрат сделайте основной, разрезать его не нужно.

Пусть теперь ребёнок накладывает детали на квадрат-основу, так чтобы сложить квадрат. Когда ребёнок научится с легкостью складывать квадрат на основе, задание следует усложнить. Пусть теперь ребёнок накладывает фигурки не на квадрат-основу, а просто складывает из них квадрат, положив квадрат-основу перед глазами для образца. Следующий уровень сложности – ребёнок собирает квадрат, не глядя на квадрат-основу, опираясь только на свое мысленное представление.

В этой головоломке вместо квадрата может быть любая геометрическая фигура: треугольник, круг, овал, прямоугольник.

Головоломка "Разрезанная картинка". Игра учит ребёнка составлять предмет.

1. Нарисуйте любой крупный и яркий предмет. Это может быть ваза, самовар, машина, чайник, корзина, конфета и т.д. Ребёнка также можно привлечь к сотрудничеству, качество рисунка несущественно.

2. Вырежьте изображение и разрежьте его на части.

Задание ребёнку: собрать предмет – "склеить вазу", "починить машину" и т.д. Можно одну и ту же картинку нарисовать несколько раз, но по-разному её разрезать.

Головоломка "Картинки-вкладки". Игра учит ребёнка искать пропущенные места на картинке и заполнять их недостающими элементами.

1. Нарисуйте сюжетную картинку, раскрасьте.

2. Вырежьте из неё несколько частей разной формы. Чтобы получились ровные красивые края можно для удобства использовать лезвие или маникюрные ножницы с закруглёнными краями.

3. Саму картинку наклейте на твердую основу, пустые вырезы обведите фломастером яркого цвета.

Ребёнок должен закрывать вырезанные места подходящими фигурками-вкладками. Производя это действие, ребёнок не только ищет взглядом пустое место и концентрирует на нем взгляд, но и вертит фигуру, чтобы она заняла правильную позицию.

Головоломка "Избушка". Игра учит ребенка составлять предметы разных размеров из разных по величине частей.

1. Нарисуйте на плотной бумаге три избушки разных размеров. В каждой избушке нарисуйте окошко, дверь, крышу и трубу, месторасположение элементов соответственное в каждой избушке.

2. Вырежьте аккуратно элементы, из которых состоит избушка. Можно использовать маникюрные ножницы, нож для бумаги или лезвие. У вас получиться три разного размера стены с проемами для дверей и окошка, к ним соответствующего размера двери, окошки, крыши и трубы.

Пример элементов избушки и собранная избушка показаны на рис. 2.

Ребёнок должен подобрать для каждой избушки подходящие окошки и двери, вставить их в проемы в стене. Подобрать крышу и трубу. То есть собрать три избушки различных размеров.

Во время игры задавайте ребёнку вопросы такого плана: "Какое из этих окошек самое большое? Какое самое маленькое? Какое среднее? Большее окошко подходит для меньшей избушки? Большее окошко подходит для большей избушки?" После того, как ребёнок соберет избушки, с ним следует побеседовать о том, как он собирал, послушать его рассуждения. Ребёнок должен прийти к выводу, что для большой избушки – нужны большие элементы, для средней – средние, для маленькой – маленькие.

Таким образом, можно просто и экономно, своими руками смастерить для ребёнка игры-головоломки, развивающие восприятие ребёнка, его пространственное представление и логическое мышление.

И, несколько рекомендаций для строгих взрослых относительно их поведения во время дидактической игры с ребёнком.

Во время развивающих игр ребёнок может сам предлагать способы действия. Не нужно ими пренебрегать и не нужно их бояться. Наша цель – сделать так, чтобы ребёнок предложенные правила, последовательность действий принял бы как свою собственную.

Следующий немаловажный момент – не перегружать малыша. Развивающие игры-занятия должны длиться не более 20 минут.

И, конечно же, самое важное в играх для детей 3-4-х лет – не забывать о том, что ребёнок этого возраста всё-таки ещё маленький. Не нужно стремиться ускорить его развитие, стараясь заменить игру скучным чтением или счётом. В этом возрасте ребёнок живёт игрой, поэтому не нужно уводить его от увлекательных занятий в мир строгих и жёстких правил "делай так, потому что так положено делать". Пусть правила и "так надо" станут интересными, привлекательными для малыша. Только тогда игры на развитие возможностей станут плодотворными и дадут хорошие результаты.


Текст и фото © Яшина Татьяна (к.п.н., доцент кафедры НИТиСО,
Воронежский государственный педагогический университет), 2008
(специально для сайта "Город Воркута" - www.vorcuta.ru)

Правила заимствования этой статьи и других материалов сайта Воркуты

Сайты о детях и для детей

Статьи о детях и для детей

Как выбрать первую обувь ребёнку?

Как выбрать первую обувь ребёнку?

Дети так быстро растут! Ещё совсем недавно вы впервые взяли на руки маленький, родной комочек… и вот ребёнку уже годик! Малыш уже пробует делать свои первые самостоятельные шаги. Для этого необходима правильно подобранная и качественная обувь – ведь стопы малютки ещё являются очень гибкими и продолжают формироваться, на неокрепшие ножки приходится немаленькая нагрузка. Как же выбрать подходящие башмачки?


Выбираем развивающие игрушки

Выбираем развивающие игрушки

Дети познают, играя. Для них игрушки – как для нас диски, книги, фильмы. Играя, малыши знакомятся с окружающим миром, развивают мелкую моторику, логику. С помощью игрушек дети изучают части тела, названия животных, цвета, формы, числа, буквы, и многое другое. Поэтому покупать развивающие игрушки ребёнку однозначно нужно. Другой вопрос – как не растеряться в их разнообразии и выбирать подходящие атрибуты для игр?


Что выбрать для переноски ребёнка?

Что выбрать для переноски ребёнка?

Современный ритм жизни – просто-таки бешеный и насыщенный. Это часто относится и к молодым мамочкам – всё нужно успеть: и в магазин, и убрать, и ужин приготовить, и за ребёночком присмотреть.… Вот и выходит, что женщины – не всемогущи, поэтому часто страдает либо ребёнок, либо все остальные дела. Запустить домашнее хозяйство и прочие важности – не допустимо. Но поверьте – даже самого маленького ребёнка тоже не стоит оставлять одного, плачущего в кроватке. Такое поведение мамы травмирует психику и личность маленького человечка на всю жизнь. Так что же делать? Выход есть! Это – разнообразные слинги и рюкзачки ("кенгуру").


Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2017. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования